Щапов Андрей Ильич
(1906 г. - 25.07.1944 г.)
Родился в 1906 (1907) г. в с. Вершина Тутуры. Призван Качугским РВК 12.02.1942 г.
К началу войны мел большую семью: трех дочерей и четырех сыновей.
Знатный, добычливый охотник пользовался большим уважением. Его производственным успехам была
посвящена экспозиция в областном краеведческом музее.
В первые годы войны он вместе с младшим братом работал на оборонном заводе.
Потом руководство завода отправило его домой заготавливать мясо и рыбу для фронта.
Целые обозв провизии слал он из тайги.
Служил разведчиком на Восточном фронте. Сражался на Прибалтийском фронте.
В одном из ожесточенных боев в Латвии при выходе из окружения погиб.
Завершение боевого пути: Латвия, Абренский уезд, Шкилбенская волость, д. Спичинка, ферма Дукулова.
Перезахоронен: Латвия, Балвский район, м. Рекова, братское кладбище.
Потомственный охотник Андрей Щапов
Эвенки в Великую Отечественную войну воевали вместе со всеми.
20-е годы XX века были временем организации новой жизни тутуро-очеульских тунгусов, как называли тогда наших предков. Строительство культбазы с больницей, школой, почтой, клубом, организация охотничье-промыслового хозяйства - всё это знаменовало собою новую жизнь.
Но мирная счастливая жизнь была прервана вероломным нападением фашистских захватчиков на нашу страну. Эвенки, как известно, до этого никогда не воевали. И Великая Отечественная война была первой войной (кухин), в которой рядом с русскими, украинцами, казахами, грузинами и другими представителями разных народов огромной страны сражались эвенки - сыны маленького древнего северного народа.
Документы Великой Отечественной ярко высвечивают тот патриотизм, которым был охвачен каждый боец, защищавший свою Советскую Родину, ту новую жизнь, строительство которой так вероломно прервали фашисты.
"...Живу одним желанием - снова в бой, и бить, и бить гадов - фашистов, Гитлера-людоеда. Не простим им смерть! Они хотят поставить нас на колени, но из этого ничего не выйдет, мы крепко держим винтовки в руках...", - так писал Евсей Сочигир, дошедший до Восточной Пруссии.
Широко известно имя эвенка, Героя Советского Союза, Иннокентия Петровича Увачана. Он родился и рос в чуме близ Наканно Иркутской области Катангского района. Учился в Наканновской, затем в Ербогачёнской школах, а свои "университеты" проходил в эвенкийских стойбищах, культбазах на Нижней Тунгуске в Эвенкии. Там он организовывал новую жизнь эвенков, вступил в комсомол. Оттуда ушел на фронт. Всего полтора года длилась фронтовая биография Кеши, а жизнь - только 24 года. Но вся эта жизнь, как единый миг, - подвиг. Потомок "диких тунгусов", молодой парень из Наканно, удостоен высокого звания Героя Советского Союза "за исключительную доблесть и геройство". Он был связистом и погиб при форсировании Днепра, соединив зубами концы оборванного провода. Жизнь его стала легендой. О нем сложены стихи и песни, его бюст установлен в столице Эвенкии - Туре, где средняя школа носит его имя, и в украинском городе Недай-вода, где он похоронен.
Потомственные следопыты и охотники, эвенки на фронте чаще всего служили разведчиками, снайперами. Из маленькой таёжной деревни Вершина Тутуры ушли на фронт более 30 человек.
Фронтовая судьба сложилась у всех по-разному. Илья Северьянович Чертовских служил в стрелковом полку, Александр Ильич Щапов - в кавалерии на Дальнем Востоке, Александр Емельянович Гарамзин воевал на Западном фронте.
Мой прадед Андрей Ильич Щапов к началу войны имел большую семью: три дочери, четыре сына. Знатный, добычливый охотник, он пользовался большим уважением. Его производственным успехам была посвящена экспозиция в областном краеведческом музее.
В первые годы войны он вместе с младшим братом Александром работал на оборонном заводе. Потом руководство завода отправило его домой заготавливать мясо и рыбу для фронта. Целые обозы провизии слал он из тайги. Потом служил разведчиком на востоке, таская на себе тяжелую рацию. Напросился на фронт. Сражался на Прибалтийском. В одном из ожесточенных боёв при выходе из окружения он погиб. Похоронен на братском кладбище в г. Рекаво в Латвии.
Сложил голову, сражаясь за свободу Родины, осиротив семерых детей! А теперь таких, как он, освободителей, в Латвии кое-кто стал называть захватчиками. Как же это несправедливо и бесчеловечно!
В деревню после войны не вернулось более половины ушедших. Вдовы, чтобы прокормить осиротевших детей, встали на лыжи, взяли в руки ружья и стали охотиться, как и их мужья до войны. Трудная им досталась доля, но жили в деревне дружно, помогая, и поддерживая друг друга.
Л.С.ГАРАМЗИНА, заведующая
Вершинотутурской сельской библиотекой,
"Ленская правда" от 8 апреля 2005 г.
Дополнительная информация на сайте: "Память народа"